Поливная керамика восточного происхождения на юге Восточной Европы. Основные типы и источники производства
Поливная керамика восточного происхождения на юге Восточной Европы. Основные типы и источники производства
Аннотация
Код статьи
S086960630015281-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Болдырева Екатерина Михайловна 
Аффилиация: Государственный исторический музей
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
82-92
Аннотация

Статья посвящена анализу глазурованной посуды, импортировавшейся в южные регионы России, начиная с эпохи раннего средневековья и до золотоордынского периода. Изучены самые распространенные типы глазурованной посуды и источники их поступления. В сравнении представлены группы посуды, привезенные в Причерноморье и в Поволжье. С VII в. в Северном Причерноморье появляются сосуды константинопольского производства. Разные группы византийской керамики фиксируются здесь до начала золотоордынского периода. В Прикаспийском регионе поливная посуда появляется не ранее середины-конца IX – начала X в. с территорий Средней Азии и Среднего Востока. В XI в. в Причерноморье не происходит значительных изменений в источниках и объемах привезенной продукции, а Поволжье попадает под влияние Северо-Восточного Кавказа, Закавказья и Среднего Востока (преимущественно Ирана). Во второй половине–конце XII в. Поволжье становится одним из ключевых пунктов в торговле кашинной посудой ближневосточного происхождения. В XIV в. здесь же впервые появляется византийская посуда. В это же время отмечается расцвет собственного керамического производства в Причерноморье и Приазовье, что способствует распространению этой продукции по всей Восточной Европе.

Ключевые слова
поливная керамика, кашин, импорт, торговля, Византия, Хазарский каганат, Древняя Русь, Золотая Орда
Источник финансирования
Работа выполнена по гранту РФФИ 18-09-40075 «Русская археология в Святой Земле: история исследований, современное состояние и дальнейшее развитие
Классификатор
Получено
28.05.2021
Дата публикации
15.12.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
156
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
1 Бытовая или парадная столовая посуда, покрытая слоем стекловидной массы – глазурью или поливой (эти термины равнозначны в историографии), в средневековье была предметом доступного импорта и производилась в гораздо больших объемах по сравнению с предметами из металла. Также она была более транспортабельным товаром для перевозок на большие расстояния в сравнении с предметами из стекла или из других хрупких материалов. Эти факторы способствовали значительному расширению географии ее распространения из стран Востока, в том числе и на территорию Восточной Европы. Наибольшая концентрация таких предметов в силу географической близости к Черному и Каспийскому морям наблюдается именно в южных регионах Восточной Европы. В эти районы входят Северное Причерноморье, Приазовье, Тамань, Северный Кавказ и Нижнее Поволжье. Безусловно, в исторических границах Древней Руси эти территории и сами относились к условно «восточным» (географически к южным) землям. Именно здесь с X в. поливная керамика аккумулировалась, а затем по ключевым водным артериям – Волге, Дону и Днепру – распространялась непосредственно на территорию Древней Руси. «Страны Востока» – широкое в понятие в отечественной и зарубежной историографии. В данном исследовании приняты следующие условные географические рамки: в категорию стран Востока включены территории Ближнего и Среднего Востока, Северного Кавказа и Закавказья. Именно эти регионы были ключевыми импортерами, а иногда и производителями поливной посуды в рассматриваемый хронологический отрезок (с VII до XIII в.), определенный изученными комплексами.
2 В историографии известны и более ранние примеры глазурованной посуды, которые относятся к концу эллинистического периода и датируются примерно с I в. до н.э. не менее чем до IV в. н.э. Это двуручные кувшины и чаши (skyphos), покрытые густой поливой, часто с глубоким прорезным и рельефным декором, имитировавшим сосуды из металла (Walton, Tite, 2010. P. 733). (рис. 1, 14). Их датировка, происхождение и культурная атрибуция вызывают значительные разногласия среди исследователей.
3

Рис. 1. Скифос (1) и кувшины «парфянского типа» (2–4). 1 – Турция, I в. до н.э. – I в. н.э. (по: The British Museum…, № 1931,0514.1, см. >>>> 2, 3 – Ирак, II в. до н.э. – II в. н.э. или позже (по: Watson, 2005. Cat. Ba.1); 4 – Северная Сирия, II–III вв. н.э. (по: The British Museum…, № E62679, см. >>>> Fig. 1. Skyphos (1) and jugs of the “Parthian type” (2–4)

4 С VII в. на смену обозначенным выше сосудам приходит группа византийской (константинопольской) глазурованной посуды (Walton, Tite, 2010. P. 733, 734), именуемая «Glazed White Ware» (GWW). В целом в историографии выделяется не менее пяти групп посуды (GWW I–V) с хронологическим диапазоном с VII до начала XIII в. и широким ареалом от Константинополя и Эгейского бассейна до юга Восточной Европы, далее на север – до Новгорода и Швеции (Vroom, 2006. P. 63, 76, 77). Исследователи считают местом производства данной группы посуды Константинополь, где в комплексах со второй половины VII в. она представлена в большом объеме (Hayes, 1968. P. 203. 216; Смокотина, 2003; Голофаст, 2013; 2017. С. 195, 196). Отсюда ее импортировали практически во все районы, как Византии, так и территорий, находившихся под ее влиянием. Эта группа посуды и ряд других довольно широко освещены в историографии в отличие от керамики, попадавшей в тот же хронологический период в Нижнее Поволжье. Земли Северного и Западного Прикаспия изучены гораздо хуже в сравнении с причерноморскими территориями, но они также входили в зону влияния ближневосточных традиций.
5 Территории Нижнего Поволжья и Северного Кавказа по наличию видов поливной посуды отличаются от районов Северного Причерноморья, так как находились под большим влиянием других производственных центров – Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока и Закавказья. В Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе на поселениях и в могильниках хазарского и постхазарского времени на данный момент не зафиксирован ни один фрагмент ранней византийской поливной посуды (GWW I–V и др.). При этом на многих памятниках Северного Причерноморья с VII до XIII в. присутствуют разные типы глазурованной византийской посуды.
6 Керамическое производство поливной посуды в Средней Азии, согласно историографической традиции, начинает формироваться на постоянной основе не ранее конца VIII в. под влиянием ближневосточной гончарной традиции. В этот процесс постепенно включаются все земли Мавераннахра (Вишневская, 2018. C. 8, 9). К IX в. к ним присоединяются на постоянной основе территории Среднего Востока (Ирана), Закавказья, Северо-Восточного Кавказа, и начинается активный импорт этих товаров по водным маршрутам, преимущественно вдоль прибрежных центров Каспийского моря.
7 Одна из ранних групп хорошо датированной глазурованной керамики, импортируемой в Нижнее Поволжье, происходит с территории Средней Азии. Это сосуды с бесцветной поливой и с подглазурной росписью широкими полосами белого ангоба. Они появились в землях Мавераннахра в середине-конце IX в. и не получили широкого распространения далеко за их пределами. Сосуды изготовлялись в короткий отрезок времени в ограниченном объеме и были быстро вытеснены керамикой с росписью по ангобированной поверхности (Брусенко, 1986. C. 47; Шишкина, 1986. С. 46). Однако роспись ангобом использовалась и в Закавказье, в частности, в Кабале и Мингечауре она была обнаружена в слоях до начала X в. На территории Армении керамика с росписью ангобом характерна для слоев IX–X вв. и происходит из раскопок цитадели города-крепости Двин (Кафадарян, 1982. C. 156. Табл. II). Известна она и в Средиземноморье, Причерноморье, и в Сиро-Палестинском регионе, где появляется не ранее конца XI в. и существует в Греции вплоть до нового времени, но наибольшую популярность там она получила именно в мамлюкский период (Беляев, 2016. С. 454, 455; Голофаст, 2020. С. 138). В золотоордынское время такая керамика начитает изготавливаться и в Нижнем Поволжье в больших масштабах, ее легко отличить по качеству глазури и характеру росписи. Ранняя «местная» посуда покрыта тонким слоем глазури, а орнамент состоит из широких хаотичных мазков, окружностей и линий. Сосуды монгольского времени покрыты более толстым слоем поливы, а орнамент, наоборот, выполнен с большей проработкой деталей.
8 Еще одна широко известная группа ранней импортной поливной керамики – так называемые изделия сари (рис. 2, 1–3). Такая керамика получила свое название по названию г. Сари в провинции Мазандеран в Северном Иране. Чаши «сари» датируются в пределах X–XI вв. (Persian Ceramics…, 2006. P. 65, 173; Ильясов, Ильясова, 2013. C. 100, 101). Признаки следов производства этой керамики обнаружены среди материалов раскопок 1970-х годов в г. Гурган (Wilkinson, 1973. P. 160; Watson, 2005. P. 243; Pancaroglu, 2007. P. 73), однако они до сих пор не опубликованы. Обязательный элемент декора керамики сари – центральная фигура птицы, обычно с пышным хвостом и хохолком, контур ее фигуры подчеркнут точками белого ангоба на фоне остальной менее яркой поверхности. Еще один важный элемент декора такой керамики – круглые медальоны с сердцевиной в центре, контур которых тоже подчеркнут точками белого ангоба. В зарубежной литературе такие медальоны называются «леденцами» из-за характерных формы и расцветки (Watson, 2005. P. 243). Чаши с центральной фигурой птицы и медальонами есть в коллекции Кувейтского национального музея (Watson, 2005. P. 243), в опубликованной коллекции Х. Плотника (Pancaroglu, 2007. P. 72, 73. Cat. 30, 31), в частных коллекциях Милана (Persian Ceramics…, 2006. P. 65, 173) и в коллекции фонда Марджани (Ильясов, Ильясова, 2013. C. 100, 101).
9

Рис. 2. Изделия «сари», Северо-Восточный Иран, X–XI вв. (1–3) и кашинные сосуды с росписью в технике «рисового зерна», Иран, XII–XIII вв. (4, 5). 1 – по: Islamic pottery…, 1956. Pl.7; 2 – по: Классическое искусство…, 2013. С. 100; 3 – по: Watson, 2005. P. 243; 4, 5 – по: Persian Ceramics…, 2006. Р. 79, 88). Fig. 2. “Sari” products, North-Eastern Iran, 10th–11th centuries (1–3) and kashi vessels painted in the “rice grain” technique, Iran, 12th–13th centuries (4, 5)

10 В литературе, посвященной керамике Средней Азии, декор, выполненный в том же стиле при помощи точек ангоба, часто называется «крапчатым орнаментом». Точки в таком орнаменте тоже группировались по 3-4, но не всегда были белого цвета – иногда темно-коричневыми или оливково-зелеными на черном фоне. Композиция такого декора не всегда была сюжетной, в основном представляла собой простейшие группировки элементов, широко разбросанные по поверхности сосуда. Такая роспись характерна для керамики Согда и Чача в X в. (Вишневская, 2001. С. 69). Наибольшая концентрация этого типа глазурованной керамики в границах современной России обнаружена в слоях X–XI вв. на городище Самосделка в дельте Нижнего Поволжья, причем широкого распространения за пределы региона не получила. Так, в ранних слоях Дербента при раскопках квартала с мечетью в слоях X–XII вв. найдено несколько таких чаш, сохранившихся практически полностью (Зиливинская и др., 2016. С. 220–222). Подобный фрагмент керамики обнаружен в материалах Муромского городка (совр. Самарская область), южного форпоста границ Волжской Булгарии.
11 Еще одна группа находок раннего времени, обнаруженных в Нижнем Поволжье, – поливные светильнки-чираги. Такие сосуды разных форм и размеров были распространены в Средней Азии и на Ближнем Востоке с конца VIII – первой половины IX в. (Wilkinson, 1973. P. 233, 234. Cat. 14–22, 24; Брусенко, 1986. С. 46; Watson, 2005. P. 231. Cat. Gb16). Часть их них имеет среднеазиатское происхождение и датируется в пределах конца IX – конца X в., а часть по ряду морфологических признаков может быть отнесена к ближневосточному производству.
12 На рубеже X–XI вв. в разных керамических центрах Средней Азии, на Среднем Востоке и в Закавказье одновременно разворачивается масштабное производство красноглиняной керамики, покрытой слоем белого ангоба и украшенной декором в технике сграффито под зеленой, желтой или бесцветной поливой. В Византии такой прием оформления поверхности встречается в GWW-I, т.е. на керамике VII в., но там он не носит повсеместного характера – лишь часть керамики этой группы была украшена подобным образом. В целом, красноглиняная керамика, украшенная в технике сграффито по светлому ангобу под зеленой, желтой или бесцветной глазурью, обнаруживается практически повсеместно вплоть до XIV в. По одной из версий ученых этот прием украшения сосудов пришел из Египта, где зародился в V–VII вв., а затем распространился на все Восточное Средиземноморье (Голофаст, 2020. С. 140). Одни из самых ранних случаев использования данной техники в керамике Ирана датируются X–XI вв. (Watson, 2005. P. 253). Однако ее истоки на этой территории исследователи связывают с распространенной еще в сасанидский период гравировкой по металлу (Pope, 1939. P. 1505), в подражание которой и стала развиваться эта технология декорирования. Начиная с XI в. данная техника быстро распространилась почти на всей территории Ближнего и Среднего Востока и в более отдаленные регионы, приобретая в каждом из них свои стилистические особенности (Якобсон, 1979. С. 120). С середины XII в. такая посуда стала производиться в Сиро-Палестинском регионе, а использовать здесь привозную посуду, украшенную таким образом, начали гораздо раньше (Голофаст, 2020. С. 140). С XII в. такая керамика появляется в городах средневековой Руси.
13 Ко второй половине XII в. одновременно в разных керамических центрах Ближнего и Среднего Востока начинают изготавливаться изделия и посуда из кашина. Разные изделия на кашиной основе известны и ранее на территории Северной Месопотамии, где датируются II тыс. до н.э. (Сайко, 1982. С. 123), некоторые исследователи относят первое появление «фаянсов» (изделий, в основе которых лежит кашинное тесто) к середине III или даже V тыс. до н.э. (Галибин, 2001. С. 8). Несмотря на эти факты, говорить о преднамеренном изготовлении кашинной керамики раньше XII в. не следует. Одной из главных причин возникновения традиции изготовления керамики из белой силикатной массы, в основе которой лежит перемолотый кварцевый песок, была экономическая. Кашинная посуда имитировала дорогой китайский фарфор и служила более дешевой его заменой. Появившись в домонгольское время в разных керамических центрах Ближнего и Среднего Востока, кашинная керамика, благодаря относительной дешевизне, быстро распространилась на огромные территории. В XIV в. эта технология продолжила активно развиваться и в золотоордынских городах Нижнего Поволжья, а через них кашинная посуда оседала практически в каждом городе средневековой Руси.
14 Варианты украшения поверхности кашинной посуды довольно разнообразны. Известны как ординарная посуда с голубой, белой, синей или зеленой поверхностью, так и умело выполненные художественные изделия, украшенные в техниках люстра, минаи, ладжвардина, рисового зерна, силуэтного декора и др. Необходимо остановиться на наиболее распространенных типах кашинной посуды. В первую очередь это искусно украшенные росписью, имитирующей золото изделия, получившие в историографии название сосудов с росписью люстром.
15 История создания таких изделий (рис. 3) берет начало с VIII в., когда их сложно-компонентный состав, основные ингредиенты в котором оксиды меди и серебра, стал использоваться в Египте и Сирии для украшения сосудов из стекла, а с IX в. – на территории Ирака. Стеклянные сосуды, украшенные люстром, по мнению ряда исследователей, служили имитацией посуды из драгоценных металлов (Lane, 1958. P.14; Caiger-Smith, 1985, P. 24, 25; Watson, 2005. P. 38). Керамика же с росписью люстром впервые появилась в конце IX в., в период правления династии Аббасидов в Багдаде и в Самарре. Ранние люстровые сосуды изготавливались из теста на глиняной основе и украшались полихромным люстром.
16

Рис. 3. Сосуды с росписью люстром. 1 – стеклянный стакан, Египет или Сирия, VIII–IX вв.; 2 – чаша, полихромный люстр, Ирак, IX в. (по: Watson, 2005. Cat. E5); 3 – чаша, монохромный люстр, Ирак, X в. (по: Watson, 2005. Cat. E11); 4 – кашинная «ваза», люстр по синей глазури. Сирия (Дамаск), XIII в. (по: Watson, 2005. Cat. R.1); 5 – кашинное альбарелло, люстр с синей подцветкой, Иран (Кашан), XIII–XIV вв. (по: Watson, 2005. Cat. Q3). Fig. 3. Vessels painted with lustre (1–5)

17 На рубеже IX–X вв. полихромный вариант уступает место монохромному (Caiger-Smith, 1985. P. 31; Watson, 2005. P. 183), который продолжает производиться на территории Египта. Активное производство люстровых сосудов там существовало до конца XII в. (Hobson, 1932. P. 4; Caiger-Smith, 1985. P. 25–27, 29; Watson, 2005. P. 282). После падения династии Фатимидов изготовление люстра в Египте приходит в упадок, постепенно уступая место мастерским средневекового Ирана; отдельные производственные очаги продолжают сохраняться и в Сирии (Watson, 2005. P. 282).
18 В это же время среди люстровой керамики начинают доминировать сосуды уже не на глиняной, а на кашинной основе. Люстровое производство керамики на кашине продолжает существовать в Иране вплоть до XVIII в. (Caiger-Smith, 1985. P. 56), а с XV в. на территории средневековой Испании начинает развиваться производство люстровой керамики, но уже вновь на глиняной основе. В период с XII в. главным импортером кашинной керамики с росписью люстром на территорию Восточной Европы становятся персидские земли. Иранская люстровая керамика по Волго-Каспийскому торговому пути через Нижнее и Среднее Поволжье попадает с конца XII в. во Владимир, Старую Рязань, Ярославль, Тверь, Смоленск и другие средневековые города (Коваль, 2019. C. 108). В меньшем объеме, но все же присутствуют на территории Восточной Европы и сирийские люстры, как домонгольского, так и ордынского времени.
19 Другой не менее известный тип кашинной посуды, а именно керамика с росписью в технике минаи – очень редкий элемент в археологических комплексах средневековья. Ввиду своей яркости и своеобразия она более всего привлекала внимание коллекционеров XIX–XX вв., поэтому большая часть находок такой посуды приходится на частные коллекции, лишь малая доля которых пока введена в научный оборот и поддается датировке. Относительно известных коллекций – наибольшее число публикаций приходится на искусствоведческие работы, а в среде археологов ввиду немногочисленности таких находок, имеющих археологический контекст, публикации керамики минаи очень редки.
20 Термин «минаи» появился в кругах коллекционеров XIX в. применительно к посуде с заглушенной поливой и надглазурной росписью многоцветными эмалевыми красками и золотой фольгой. Э.К. Кверфельдт ставил в один ряд кашинную посуду с росписью минаи и сирийскую и египетскую стеклянную посуду с росписью разноцветными эмалями и позолотой (Кверфельдт, 1947. C. 69, 70). Этим термином называется своеобразная техника росписи сосудов, которая (подобно люстровой росписи «миниатюрного стиля») применялась для нанесения на глазурованные сосуды сюжетных изображений, связанных с книжными миниатюрами, искусство которых процветало в то время в Персии. Начало производства сосудов с росписью в технике минаи исследователи относят к домонгольскому Ирану. Самый ранний сосуд минаи с написанной на нем датой изготовления расшифровывается 576 г.х. или 1180 г. (Watson, 2005. P. 363). С территории Древней Руси известно 23 обломка керамики минаи домонгольского и ордынского времени (Коваль, 2010. C. 51). Из раскопок Биляра – лишь четыре фрагмента сосудов минаи (Валиуллина, 1998. C. 190–194). В домонгольском Нижнем Поволжье найдено всего два обломка сосудов, украшенных в подобной технике (Болдырева, 2016. C. 132). В золотоордынских городах Нижнего Поволжья такая керамика единична. Вариация минаи – ладжвардина, она имеет схожую колористическую гамму росписи, выполненную также поверх глазурного покрытия, но фон всегда темного ультрамариново-синего оттенка.
21 Еще одна известная группа кашинных сосудов, существовавшая и в домонгольское, и в ордынское время, – сосуды и открытого, и закрытого типов, украшенные в технике «рисового зерна» или «grain de riz», «rice grain technique» (рис. 2, 3, 4). Согласно историографической традиции своеобразная технология нанесения этого декора зародилась в Китае, где отверстия формировались при помощи зерен риса, которые выгорали при обжиге и оставляли отверстия в стенках сосудов. После обжига отверстия «затягивались» поливой и представляли собой тонкую пленку из глазури, сквозь которую был виден дневной свет. При заполнении сосуда жидкостью просверленные отверстия приобретали цвет жидкости и дополнительно оконтуривали рисунок на поверхности. Сосуды, украшенные в такой технике, изготовлены на высочайшем технологическом уровне, с мельчайшей проработкой деталей. Известно всего несколько экземпляров этой керамики в домонгольском Нижнем Поволжье (Болдырева, 2016. C. 137). На территории Руси они зафиксированы в Киеве, Суздале и Старой Рязани, где им приписывается иранское или сирийское происхождение (Коваль, 2010. C. 67). В целом можно предполагать, что сосуды такого типа производились одновременно в разных центрах Ближнего Востока с конца XII или начала XIII в. (Watson, 2005. Cat. L.19–22; Persian Ceramics, 2006. P. 84, 88–91, 175). Технология продолжила существовать и в золотоордынских городах Нижнего Поволжья.
22 Самой массовой группой кашинной керамики, пик изготовления которой приходится на конец XII–XIV в., была посуда с подглазурной росписью синим, черным, зеленым красителем под бесцветной или голубовато-синей глазурью и ординарная посуда без дополнительного декора. Разные типы такой посуды производились на территории Среднего (Иран) и Ближнего (Сирия) Востока (Коваль, 2010. С. 192; Голофаст, 2020. С. 148, 149). Керамика иранского происхождения распространялась в Восточной Европе в основном по Волжскому торговому пути и через Волжскую Булгарию попадала на территорию Древней Руси. Ареал сирийской продукции был сосредоточен преимущественно как на территории самой Сирии, так и Израиля, Иордании, Ливана и Египта (Голофаст, 2020. С. 148). Нередко сложно разделить сирийские и иранские кашины.
23 В золотоордынское время в столичных городах Нижнего Поволжья развивается собственное производство такой керамики, но она имеет ряд важных технологических отличий от до ордынской. Сосуды домонгольского времени отличаются лучшим качеством, они более тонкостенны, кашин имеет плотную твердую структуру, рисунок выполнен с мельчайшей проработкой деталей. Кашинные сосуды и изделия, изготовленные в золотоордынское время худшего качества, несмотря на большее разнообразие в декоративном оформлении поверхности. В декоре, преобразовавшемся в Золотой Орде в совершенно иной, свой стиль, прослеживаются в разной степени влияния Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока, Китая. Причем на начальном этапе, когда в золотоордынских городах Нижнего Поволжья еще не было развито собственное производство кашинной керамики, да и сами города находились еще на стадии строительства, еще известны импорты кашинных сосудов. Их можно отнести к концу айюбидского периода и приписывать им сирийское происхождение на основе близких аналогий в керамике Ракки (Jenkins-Madina, 2006. P. 84–86, W88–93; 159–161, MMA44-46). Впоследствии ближневосточная кашинная керамика практически полностью исчезает в восточноевропейской части современной России, уступая место золотоордынскому керамическому производству на Нижней Волге. Там кашинная керамика была настолько популярна, что ее концентрация по отношению к поливной красноглиняной или белоглиняной порой достигала 70%. Она известна во многих средневековых русских городах и поступала туда как экономическим, так и неэкономическим путем.
24 Географический и хронологический диапазоны источников импортов поливной посуды, попадавшей в регионы Северного Причерноморья и Нижнего Поволжья, значительны, выделяются определенные хронологические этапы. На первом этапе появляется светлоглиняная константинопольская посуда (GWWI), существовавшая с VII до начала IX в. Несмотря на ее широкое распространение на византийских землях, в границах территории исследования она известна только в прибрежных городах Северного Причерноморья. Более поздние типы этой группы посуды (GWWII-V, начало IX – начало XIII в.) выходят за границы Северного Причерноморья и достигают Новгорода и Швеции в единичных экземплярах. Также в небольшом количестве на памятниках Русской равнины представлена полихромная белоглиняная византийская керамика. Небольшое количество этой посуды именно византийского происхождения скорее связано с христианскими паломниками, которые привозили ее в качестве сувениров или церковной утвари. Одно из косвенных подтверждений – обнаружение ее в древнерусских слоях ключевых торговых и военно-политических центров того времени (Великий Новгород, Гнездово, Киев и др.), расположенных на Днепровском торговом пути.
25 В Нижнем Поволжье глазурованная посуда появляется не ранее середины-конца IX – начала X в. Здесь на настоящий момент в домонгольских памятниках ранняя византийская посуда не выявлена. Основным источником импорта в Нижнее Поволжье выступают земли Мавераннахра и Среднего Востока. Причем на начальном этапе эта привозная посуда также не выходит за границы Нижнего Поволжья.
26 В XI в. объем и типы византийской поливной посуды в Северном Причерноморье увеличиваются незначительно (Коваль, 2010. С. 188, 189). В Нижнем Поволжье ситуация меняется – регион оказывается под большим влиянием Северо-Восточного Кавказа, Закавказья и Среднего Востока (преимущественно Ирана). С этих территорий на Нижнюю Волгу попадают изделия сари и красноглиняная керамика с росписью сграффито по белому ангобу под зеленой, желтой или бесцветной глазурью. Затем они по Волжскому пути достигают южных границ Волжской Булгарии. Схожая по технологии исполнения декора посуда известна в это время и во многих центрах производства Восточного Средиземноморья. Границ Древней Руси она достигает к XII в.
27 Во второй половине – конце XII в. во многих керамических центрах Ближнего и Среднего Востока развивается производство кашинной глазурованной посуды. Главным источником импорта такой керамики выступают персидские земли, причем преобладали сосуды с территории домонгольского Ирана. В меньшем объеме привозилась восточная кашинная посуда сирийского или египетского производства. Основным торговым каналом для этой разнообразной группы посуды выступает Нижнее Поволжье как ключевой торгово-перевалочный маршрут на Волжском пути.
28 С наступлением золотоордынской эпохи (конец XIII–XIV в.) меняется политическая и экономическая обстановка в южных регионах Восточной Европы. В Нижнем Поволжье впервые появляется византийская поливная посуда (Болдырева, 2016. С. 53). В Северном Причерноморье происходит расцвет производства поливной керамики и ее активное распространение в лесную зону Восточной Европы (Коваль, 2010. С. 193). В Нижнем Поволжье сохраняются импорты из Закавказья, Ирана и Сирии, которые также фиксируются в Причерноморье и Приазовье, но в гораздо меньшем объеме. Затем, с развитием золотоордынского керамического производства, поливная посуда из Золотой Орды проникает практически на все территории средневековой Руси и используется как в церковном обиходе, так и в быту зажиточного населения того времени.

Библиография

1. Беляев Л.А. Византийский Иерихон. Раскопки спустя столетие. М.: «Индрик», 2016. 500 с.

2. Болдырева Е.М. Поливная керамика Нижнего Поволжья в X – 1-й пол. XIV вв. (по материалам Самосдельского городища). дисс... канд. ист. наук. Москва, 2016. 250 с.

3. Брусенко Л.Г. Глазурованная керамика Чача IX-XII вв. Ташкент: Изд-во «ФАН» Узбекской ССР, 1986. 89 с.

4. Валиулина С.И. «Минаи» Билярского городища // Аспекты гуманитарных исследований. Казань: Из-во ТГГИ, 1998. 288 с.

5. Вишневская Н.Ю. Ремесленные изделия Джигербента. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. 175 с., ил.

6. Вишневская Н.Ю. Глазурованная керамика Средней Азии конца VIII – начала XIII века в собрании Государственного музея Востока. М.: Государственный музей востока, 2018. 155 с.

7. Галибин В.А. Состав стекла как археологический источник. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. 216 с. (Archaeologica Petropolitana, XI)

8. Голофаст Л.А. Новые находки посуды группы Glazed White Ware I в Херсонесе // Stratum plus. 2013. №4. С. 269-274.

9. Голофаст Л.А. Поливная керамика из слоев хазарского времени в Фанагории // Проблемы истории, филологии, культуры. 2017. 4(58). С. 195-206.

10. Голофаст Л.А. Керамические комплексы хозяйственных вырубок в квартале 1 на городище Эски-Кермен (раскопки 2006-2007 гг.) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврики. Вып. XXIII. Симферополь, 2018. С. 305-358.

11. Голофаст Л.А. Керамика Иерихона позднеантичного и средневекового периодов (V-XV вв.). Справочник-определитель. М.: «Индрик. 2020. 158 с.

12. Залесская В.Н. Памятники византийского прикладного искусства. Византийская керамика IX-XV вв. Каталог коллекции. Спб.: Из-во Государственного Эрмитажа, 2011. 256 с.

13. Зиливинская Э.Д., Селезнев А.Б., Таймазов А.И. Раскопки общественного здания в припортовой части Дербента в 2014 г. // Изучение и сохранение археологического наследия народов Кавказа. XXIX Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции. Грозный, 18-21 апреля 2016 г. Грозный: Изд-во Чеченского государственного университета, 2016. С. 220-222.

14. Ильясов Дж. Я., Ильясова С.Р. Чаша, ИМ/К-99 // Классическое искусство исламского мира. Девяносто девять имен Всевышнего. М.: Издательский дом Марджани, 2013. С. 100-101.

15. Кафадарян К.Г. Город Двин и его раскопки. Результаты работ археологической экспедиции академии наук Арм. ССР 1951-1972 годов. Т. II. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1982. 163 с. и ил.

16. Кверфельдт Э.К. Керамика Ближнего Востока. Л.: Государственный Эрмитаж, 1947. 145 с.

17. Классическое искусство исламского мира. Девяносто девять имен Всевышнего. Каталог выставки. М.: Издательский дом Марджани, 2013. 432 с.

18. Коваль В.Ю. Керамика Востока на Руси. IX-XVII вв. М.: Наука, 2010. 270 с.

19. Коваль В.Ю. Персидская художественная керамика в Восточной Европе // Азак и мир вокруг него. Материалы Международной конференции 14-18 октября 2019 года. Азов: Из-во Азовского музея-заповедника, 2019. C. 107-109.

20. Сайко Э.В. Техника и технология керамического производства Средней Азии в историческом развитии. М.: Наука, 1982. 212 с.

21. Смокотина А.В. Византийская поливная керамика VII – первой половины IX вв. из раскопок Мангупа // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврики. Вып. X. Симферополь, 2003. С. 172-181.

22. Шишкина Г.В. Ремесленная продукция средневекового Согда. Ташкент: Изд-во «ФАН» Узбекской ССР, 1986. 144 с.: ил

23. Якобсон А.Л. Керамика и керамическое производство средневековой Таврики. Ленинград: Изд-во «Наука» ленинградское отделение, 1979. 164 с.

24. Caiger-Smith A. Lustre pottery: technique, tradition and innovation in Islam and the Western world. London. Boston: Faber&Faber, 1985. 246 p.

25. Hayes J.W. A Seventh-century Pottery Group // Excavations at Saraçhane in Istanbul: Fifth Preliminary Report. Dumbarton Oaks Papers 22. P. 195-216.

26. Hobson R.L. A Guide to the Islamic pottery of the Near East. London: British museum, 1932. 104 p.

27. Islamic pottery from the ninth to the fourteenth centuries A. D. (third to eighth centuries A. H.) in the collection of sir Eldred Hitchcock with introduction by Arthur Lane (keeper of ceramics Victoria and Albert museum). London: Faber&Faber, 1956. 36p.

28. Jenkins-Madina M. Rakka revisited ceramics of Ayybid Syria. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2006. 247 p.

29. Lane A. Early Islamic pottery. London: Faber&Faber publ., 1958. 64p.

30. Pancaroglu O. Perpetual Glory: Medieval Islamic Ceramics from the Harvey B. Plotnick Collection. Chicago: The Art Institute of Chicago, 2007. 160 p.

31. Persian Ceramics. From the 9th to the 14th century. Edited by Giovanni Curatola. Milano: Skipa Editore, 2006. 183 p.

32. Pope A.U. A Survey of Persian Art from Prehistoric Times to the Present. Vol. II. New York: Oxford University Press, 1938-1958.

33. Vroom J. Byzantine to modern pottery in the Aegean. Brepols: Brepols Publishers, 2006. 224 p.

34. Walton M.S., Tite M.S. Production technology of Roman lead-glazed pottery ant its continuance into late Antiquity // Archaeometry. 2010. 52 (5). P.733-759.

35. Watson O. Ceramic from the Islamic lands. Kuwait national museum. The al-saban collection. London: Thames&Hudson, 2005. 512 p.

36. Wilkinson C.K. Nishapur: Pottery of the early Islamic period. New York: The Metropolitan museum of Art, 1973. 374 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести