Амфоры VI в. с изображением меноры из Фанагории
Амфоры VI в. с изображением меноры из Фанагории
Аннотация
Код статьи
S086960630015242-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Голофаст Лариса А. 
Аффилиация: Институт археологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
53-64
Аннотация

В ходе раскопок 2019 г. в Фанагории на участке Нижний город в слое пожара, датирующемся временем около середины VI в., найдены две амфоры с dipinto красной краской в форме семирожковой меноры. Изображения семисвечников на амфорах и вообще на таре были знаком того, что в них содержится кошерный продукт, т.е. пригодный для потребления с точки зрения Галахи – совокупности законов, по которым иудей должен себя вести. Таким образом, публикуемые амфоры удостоверяют наличие иудейской общины в городе в ранневизантийское время и восполняют хронологический пробел в небольшом списке археологических и письменных свидетельств об иудейской общине Фанагории, а их обнаружение на довольно близком расстоянии друг от друга в узко датируемом закрытом комплексе, возможно, указывает на наличие здесь еврейского квартала. Особую важность находкам придает и тот факт, что количество известных к настоящему моменту амфор и других сосудов с dipinti в форме меноры довольно незначительно. Их находки известны только по раскопкам в нескольких центрах Северного Причерноморья и Палестины.

Ключевые слова
Фанагория, ранневизантийский период, амфоры, менора, иудейская община
Источник финансирования
Статья написана при поддержке гранта РФФИ 19-09-41021 "Керамика и ее производство в Палестине I - начала II тыс. н.э. По материалам исследований в Иерихоне". Автор признателен В.Д. Кузнецову за возможность опубликовать материал из его раскопок, а также Я. Чехановец (Университет Бен Гуриона, Беер Шева, Израиль) за помощь в работе.
Классификатор
Получено
27.05.2021
Дата публикации
15.12.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
101
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
1 В ходе раскопок 2019 г. в Фанагории на участке Нижний город были найдены две амфоры с dipinto в форме семирожковой меноры. Оба сосуда, от которых сохранились верхние части тулова, довольно тонкостенные, очень аккуратно сформованные, имеют желобчатое тулово, высокое стройное цилиндрическое горло с западиной на внутренней стороне венчика и овальные в сечении ручки с двухскатной внешней поверхностью. У одной амфоры (рисунок, 1)1, найденной внутри пифоса 1, – подтреугольный в сечении венчик с ребром вдоль внешнего края, у второй (рисунок, 2)2, найденной в слое пожара (кв. В2, штык 21), – валикообразный венчик. На внутренней стороне обеих амфор – черное покрытие, местами с блеском; на внешней стороне – его подтеки.
1. Государственный музей-заповедник «Фанагория», ФМ-КП-71/8 А2131 ГК 20431181.

2. Государственный музей-заповедник «Фанагория», ФМ-КП-71/9 А2132 ГК 20431178.
2 Рис. Амфоры из слоя пожара середины VI в. в Фанагории. 1 – амфора (из пифоса 1): а – прорисовка профиля; б, в – фото разных сторон; г – дипинто в форме меноры; д – надпись, нанесенная красной краской, и ее прорисовка; 2 – амфора (кв. В2, штык 21): а – прорисовка профиля; б–г – фото разных сторон и прорисовка (б) дипинто в форме меноры. Pic. Amphorae (1, 2) from a fire layer of the middle of the 6th century in Phanagoria
3 Глина амфор идентична: первая сделана из плотной, очень хорошо отмученной красновато-желтой глины с тонким темно-бежевым слоем у внешней поверхности и мелкими коричневыми и светлыми включениями; вторая – из плотной, очень хорошо отмученной красновато-бежевой глины с темно-серовато-коричневым слоем у внутренней поверхности и редкими мелкими коричневыми и светлыми включениями.
4 Оба сосуда найдены в слое пожара, в котором была керамика3, аналогичная материалу из слоя пожара, открытого в 1982–1985 гг. на Береговом стратиграфическом раскопе (Атавин, 1993), и в ходе раскопок фундамента причального сооружения в акватории Фанагории (Голофаст, Ольховский, 2016). Сгоревший «в огне большого пожара, связанного с боевыми действиями» комплекс из двух зданий, открытый на Береговом стратиграфическом раскопе, содержал керамику, которая, как отмечает автор раскопок, датируется началом-серединой VI в. (тип F, H формы 3 Фокейской краснолаковой посуды (тип 16 по классификации А.Г. Атавина). В слое также отмечены амфоры типа LRA1, красноглиняные корчажки со светлым ангобом, которые, скорее всего, соответствуют амфорам типа АДСВ-5, и др. (Атавин, 1993. C. 170). Одновременно с пожаром в городе, по-видимому, были разрушены и прекратили функционировать портовые сооружения: набор самой поздней, связанной с молом, керамики совпадает с таковым из слоя пожара, открытого на Береговом стратиграфическом раскопе и раскопе Нижний город (Голофаст, Ольховский, 2016).
3. Готовится подробная публикация материала из слоя пожара.
5 Традиционно исследователи связывают пожар и соответственно прекращение использования причальных сооружений с описанным Прокопием Кесарийским разрушением Фанагории и Кеп варварскими племенами, которое, по мнению исследователей, произошло в ходе восстания против вассала Византии варварского князя Горда (или Грода) и ответных действий против варваров византийских войск и флота, датирующихся по письменным источникам (Прокопий Кесарийский, Феофан и др.) 528 или 534 гг. (Сазанов, 1989. С. 58; Атавин, 1993. С. 170; Гавритухин, 2008. С. 365; Строков, 2009. С. 316; Чхаидзе, 2012. С. 122, сл.).
6 С одной стороны, в слое пожара, открытом в 2019 г. на раскопе Нижний город, был найден золотой солид со следами пребывания в огне, отчеканенный в 6й оффицине Константинопольского монетного двора в 542–565 гг. н.э.4 (Абрамзон, Остапенко, 2019), что дает terminus post quem пожара. С другой стороны, упоминание разрушения Фанагории и Кеп Прокопием Кесарийским в книге VIII Истории войн, законченной в 554 г. («Два других небольших городка, называемые Кепы и Фанагурис, издревле были подчинены римлянам и такими были и в мое время. Но недавно некоторые из варварских племен, живших в соседних областях, взяли и разрушили их до основания» (Рrocop. BG VIII. 5, 28–29)), дает terminus ante quem разрушения. Таким образом, Фанагория и Кепы были разрушены не ранее 542 г. (солид, отчеканенный в 542–565 гг.), но не позднее 554 г., т.е. времени завершения работы над 8-й книгой Истории войн.
4. Отметим, что это вторая находка золотых монет Юстиниана I в Фанагории: в 2006 г. на раскопе Верхний город при расчистке траншеи XIX в. был найден солид, отчеканенный в 9й оффицине монетного двора Константинополя в 538–542 гг. (Абрамзон, Остапенко, 2019).
7 Дата пожара соответствует датировке рассматриваемых амфор с менорами, которые по силуэту и ряду морфологических признаков схожи с круглодонными желобчатыми амфорами типа Opaiţ B-Id (Opaiţ 2004. P. 28, 29) (тип 5 по херсонесской классификации 1971 г. (Антонова и др., 1971. C. 85), которые А. Опайт считает поздним вариантом постепенно меняющегося морфологического типа В-I, бытовавшего с III до VII в. включительно (Opaiţ, 2004. P. 27). Поздний вариант (тип Opaiţ B-1d), отличающийся от более ранних, в том числе и значительно меньшими размерами, в Западном Причерноморье был особенно распространен во второй половине VI в. (Opaiţ, 2004. P. 29), но появились они раньше – уже к концу V в. (Swan, 2009. P. 112).
8 Предполагается существование в Причерноморье нескольких центров их производства. В Северном Причерноморье распространены, главным образом, амфоры восточно-понтийского производства, для которых характерны венчики в виде валика или полувалика, довольно небрежная желобчатость, небольшие ручки с одним, двумя или даже тремя валиками на внешней стороне, а также небрежно нанесенный светлый плотный ангоб на внешней поверхности. Глина большей части таких амфор красная с желтоватым оттенком (часто почти оранжевая), с примесью красновато-коричневых железистых (?) включений и карбонатов (Fedoseev et al., 2010. P. 83. Fig. 25, 27).
9 Фанагорийские экземпляры отличаются от восточно-понтийских амфор тонкостенностью, очень аккуратной и тщательной формовкой, формой венчика, сечением ручек и глиной, что свидетельствует об их изготовлении в каком-то центре, продукция которого довольно редко попадала в центры Северного Причерноморья. Мне известна только одна точная аналогия, найденная в центре Керчи, к сожалению, вне археологического контекста – пересечение 1 Босфорского пер. и ул. Свердлова (Могаричев, 2009. C. 266, 267. Pис. 1, 2; Зинько, Пономарев, 2016. С. 116. Рис. 7, 2). На керченской амфоре, как и на рассматриваемых фанагорийских, имеется дипинто красной краской в форме семирожковой меноры, отличающейся несколько более крупными размерами (она занимает все пространство между ручками амфоры) и формой: у нее две верхние пары ветвей имеют резкий перегиб кверху, а верхушки находятся на разном уровне. Меноры на фанагорийских амфорах (рисунок, 1г, 2в) имеют плавно поднимающиеся от центрального стержня боковые ветви, вершины которых расположены на одном уровне и объединены горизонтальной линией. Нижняя часть меноры на амфоре из пифоса не сохранилась, но слабые следы красной краски в нижней части меноры второй амфоры позволяют предположить, что она имела либо треугольное основание, либо основание в форме треноги. На одной из амфор (из пифоса) имеется пока нерасшифрованная надпись из трех букв (αλγ), нанесенных той же красной краской (рисунок, 1в, д).
10 Изображения менор с дуговидными боковыми ветвями с расположенными на одном уровне вершинами, аналогичные фанагорийским, восходят к реальной меноре, захваченной римлянами в Иерусалимском храме после его разрушения в 70 г. н.э. и изображенной, как предполагается, на арке Тита в Риме (Hachlili, 2018. P. 17, 18)5. Горизонтальная линия в верхней части меноры, скорее всего, соответствует перекладине для установки светильников, которая имеется на некоторых типах менор, характерных для позднеантичного времени (Meyers C., Meyers E., 2016. P. 386). Например, такую перекладину с поставленными на нее светильниками имеют семисвечники, изображенные на мозаике VI–начала VII в. из синагоги в Иерихоне и на мозаике начала VI в. в синагоге в Бейт Альфе (Fine, 2016. Fig. 6.1).
5. Хотя сведения о меноре содержатся уже в ветхозаветных текстах (Исх. 25:31–40 и др.), символом иудейского культа она предположительно становится только в период Хасмонеев (140–37 гг. до н.э), когда был сделан новый семисвечник для Второго иерусалимского храма, обновленного Иудой Маккавеем (Hachlili, 2018. P. 18).
11 Статус главного символа иудаизма семирожковая менора приобретает с III в. (Meyers, 2008. P. 187; Hachlili , 2018. Р. 18, 20) или даже после 325 г. (Levine, 2008. Р. 550), когда ее изображения начинают использовать для маркировки синагог и еврейских погребений как в Палестине, так и за ее пределами, и их количество резко увеличивается ( Hachlili , 2018. Р. 18). На территории Израиля и в регионах диаспоры выявлено более тысячи изображений менор, помещенных на самых разных предметах, архитектурных деталях и надгробиях и датирующихся временем от позднего Второго храма (I в. н.э.) до VIII в. включительно (Meyers C., Meyers E., 2016. P. 384).
12 Изображения семисвечников на амфорах и вообще на таре были знаком того, что в них содержится кошерный продукт, т.е. продукт, пригодный для потребления с точки зрения Галахи – совокупности законов, по которым иудей должен себя вести (Arthur, 1989. P. 135, 138; Cesteros et al., 2016. P. 218), и произведенный иудеями в соответствии c иудейскими законами ритуальной чистоты и предписаниями, связанными с пищей (Meyers C., Meyers E., 2016. Р. 390; Meyers, 2018. P. 637, 638). Предполагают, что и сами сосуды также могли производиться по особым правилам, скорее всего, иудейскими общинами специально для транспортировки таких продуктов и снабжения ими других общин иудеев (Arthur, 1989. Р. 138, 139; Cesteros et al., 2016. P. 222).
13 Таким образом, фанагорийские амфоры, датирующиеся временем около середины VI в., – пока единственное материальное свидетельство присутствия иудеев в Фанагории ранневизантийского времени. Эти находки заполняют хронологическую лакуну в сведениях об иудейской общине города, существование которой с I в. н.э. засвидетельствовано обнаружением семи манумиссий6. Самая ранняя датируется 16 г. н.э. (Корпус…, 1965 (далее КБН) 985) и является самым ранним свидетельством присутствия иудейской общины и молельного дома не только в Фанагории, но и вообще на Боспоре (Даньшин, 1993. C. 63)7. Остальные относятся ко времени от середины I до, предположительно, конца II – первой половины III в. (КБН 986; Белова, 1977. C. 109; Даньшин, 1991. С. 98, 99. Рис. 1, 1; 1993; Яйленко, 2003. С. 351–375; Завойкина, 2008) и, несомненно, выполнены евреями, членами общины (Кошеленко, 2010. C. 403).
6. Манумиссия фиксировала юридический акт совершения в молельне отпуска на волю рабов-язычников при условии их перехода под опеку иудейской общины и посещения молельни. Установка надписи означала публичное оглашение воли манумиттора и служила правовым обеспечением безопасности вольноотпущенника (Блаватская, 1958. C. 95; Левинская, 1992; 2000. C. 124–126, 204).

7. Здесь следует отметить, что иудеи в Северном Причерноморье появляются, скорее всего, несколько раньше, еще в период царствования Митридата VI Евпатора (109–63 гг. до н.э.), о чем говорят семитские имена, выявленные в надписях из греческих городов Боспора (Rostovtzeff, 1922. P. 150; Левинская, Тохтасьев, 1988, 1991; Соломоник, 1997. C. 9, 10). Однако реальные изменения религиозной ситуации в Боспорском царстве произошли после войн Митридата VI, когда оно стало вассальным государством Рима, что вызвало быстрый рост числа иммигрантов, в частности большого количества евреев, из Малой Азии и Фракии. Именно в это время особую популярность в Боспорском царстве приобретает культ Бога Высочайшего, который появился под сильным иудейским влиянием, о чем, в частности, свидетельствует совпадение ареалов еврейских имен и посвящений Богу Высочайшему (Levinskaya, Tokhtas’eyev, 1996. Р. 56, 57, 72).
14 Следующая по времени информация об иудейской общине Фанагории относится уже к VII в.: византийский историк Феофан Исповедник в «Хронографии» под 679/680 г. сообщает: «В [землях] прилегающих к восточным частям озера, у Фанагории и живущих там евреев, обитает множество народов» (Чичуров, 1980. С. 60). Наконец, к концу IX – началу X в. относится недавно найденная амфора со свинцовой пломбой с древнееврейской надписью (Голофаст, 2020).
15 Остальные находки, обычно интерпретируемые как следы пребывания иудеев в Фанагории, либо должным образом не изучены, либо их причисление к иудейским древностям требует проверки. К таковым относятся 33 типологически близкие грунтовые могилы, открытые на территории некрополя у Северного подножия Майской горы, использовавшегося, как показывают стратиграфические наблюдения, с I в. до н.э. вплоть до средневековья. По особенностям погребального обряда (ингумация в простых неглубоких ямах, ориентация костяков черепом на север иногда с небольшими сезонными отклонениями, отсутствие погребального инвентаря и др.) исследователи считают участок принадлежащим иудейской общине (Блаватский, 1951; Кобылина, 1951а, б; Даньшин, 1993. C. 67; Кошеленко, 2010. C. 402, 403).
16 Однако полное отсутствие погребального инвентаря не позволяет ни уточнить датировку погребений, ни с уверенностью говорить о принадлежности этого участка некрополя иудейской общине. Ориентация костяков на Иерусалим, действительно, стала характерным признаком иудейских погребений в диаспоре, но когда это произошло сказать трудно. Кроме того, отсутствие инвентаря не является характерным признаком иудейских погребений, которые, как правило, содержат самые разнообразные предметы, включая личные вещи, украшения, керамику и стеклянные сосуды (Hachlili, 2005. P. 375–446, 480, 484–486, 526; Weiss, 2010. P. 227, 228). Вывод о принадлежности того или иного захоронения иудею по отсутствию погребального инвентаря противоречит тому, что известно об иудейских погребениях римского времени. Кроме того, по наблюдениям исследователей, и в период разгара христианизации, и, как минимум, до VIII в. включительно христиане, язычники и иудеи хоронили своих умерших на одном кладбище, и иудейские погребения не отличались от погребений их современников-неиудеев (Rutgers, 1992. Р. 109, 110, 112–114).
17 Находка в «катакомбе», открытой в 1866 г. на одном из холмов у хут. Семеняки и датируемой автором раскопок А.Е. Люценко VI–VII вв., четырех или пяти медных позолоченных колокольчиков, которые, судя по остаткам кожаных ремней, были пришиты к одежде, послужила основанием для предположения о принадлежности катакомбы еврейскому первосвященнику (Отчет…, 1868. С. XII–XIV; Даньшин, 1993. C. 67; Чхаидзе, 2012. С. 205). Однако колокольчики, которые действительно были характерны для одеяния еврейских первосвященников, пришивали не к кожаным ремням, а к подолу эфода, а сами первосвященники, которые были священнослужителями Первого и Второго храмов в Иерусалиме, после разрушения последнего более нигде не упоминались. Сами же колокольчики относятся к числу частых находок на северо-причерноморских памятниках и встречаются как в погребениях, так и в городских слоях8.
8. Большое количество таких колокольчиков на памятниках Северного Причерноморья делает лишним перечисление их находок на конкретных памятниках.
18 Сомнению подвергается и подлинность приписок об иудеях Таманского полуострова и, в частности, Фанагории на рукописях священных текстов из коллекции А. Фирковича (подробно см. Даньшин, 1993. C. 70, 71).
19 Следует отдельно сказать о значительном количестве надгробий с иудейской символикой (изображения меноры, шофара, лулаба), в том числе с древнееврейскими надписями, которые находят в ходе раскопок Фанагории. Так, большое количество таких надгробий обнаружено в процессе раскопок на холме археологами XIX в. (Люценко, 1876; Даньшин, 1993. C. 65). Например, И.Е. Забелин только в 1872 г. нашел 77 целых и 55 фрагментированных иудейских надгробий (Отчет…, 1875. С. VII). Большая их часть была оставлена в отвалах, некоторые заново найдены при работах на раскопе Верхний город в течение последних 15 лет (Кошеленко, 2010. C. 402; Кузнецов, Голофаст, 2010. C. 397). Д.А. Хвольсон, исследовавший надписи на надгробиях из раскопок Фанагории второй половины XIX в., относил их к IV–IX вв. (Хвольсон, 1884). Однако его датировкам не доверяют большинство исследователей. Что же касается надгробий из раскопок последних десятилетий, то их подавляющее большинство происходит из кладок домов VIII–IX вв., обкладки могил, часть находок сделана вне археологического контекста (Даньшин, 1993. C. 65, 66; Чхаидзе, 2006. C. 58, 59, 60. Pис. 11, 1, 3, 4–6; 2012. С. 203, 204 (там полный список публикаций иудейских надгробий, найденных в Фанагории и других центрах Северного Причерноморья); Кузнецов, Голофаст, 2010). К большому сожалению, пока не нашлось специалистов, желающих каталогизировать, изучить и опубликовать иудейские надгробия Фанагории, которые могли бы не только расширить наши представления об этой стороне жизни города, но и значительно увеличить число известных исследователям надгробий с изображением менор. Следует отметить, что в каталоге, составленном Хахлили в 2001 г., на территории Палестины зафиксировано лишь 92 таких надгробия и вcего 358 в диаспоре (Hachlili, 2001. P. 317–336, 365–429).
20 Необходимо отметить, что Фанагория располагалась в регионе со значительным количеством приверженцев иудаизма, о чем свидетельствует эпиграфика, зафиксировавшая присутствие евреев в регионе в период между I и началом V в. (Levinskaya, Tokhtas’eyev, 1996. P. 55). С I в. н.э. большие еврейские общины существовали во многих городах и поселениях Северного Причерноморья (Гайдукевич, 1949. С. 364; Шелов, 1978. С. 49; Даньшин, 1993. С. 62, 63, 68, 69; Levinskaya, Tokhtas’yev, 1996; Кашовская, Кашаев, 2004; Кашаев, Кашовская, 2008; Кошеленко, 2010. С. 402; Золотарев и др., 2013; Айбабин, 2016), наличие которых подтверждается археологическими находками. В Пантикапее найдено семь манумиссий, датирующихся от середины I в. н.э. (Блаватская, 1958. C. 95; КБН 69; Айбабин, 1999. C. 45, 46; Айбабин, Сидоренко, 2007. С. 125) до II в. включительно (КБН 69, 70, 71, 72, 73, 74; Яйленко, 2003. С. 355), светильник с изображением меноры, шофара и лулаба (Айбабин, 2019. С. 8. Рис. 7), фрагменты амфор с изображениями менор (Айбабин, 2016. C. 14), а также фрагмент мраморного блюда с процарапанным семисвечником (Могаричев, 2009. Pис. 4, 5). Известны расположенные на окраинах Пантикапея два еврейских кладбища III–IV вв. с надгробиями с изображениями меноры, шофара и лулаба, а также вырезанными на некоторых из них эпитафиями на греческом языке или аналогичными по содержанию двуязычными (на греческом и иврите) (Айбабин, 1999. C. 45, 46; 2003. C. 12). Разрозненные находки иудейских надгробий, по характеру шрифта датирующиеся временем с III до IV–V вв., происходят и из других районов Керчи (Даньшин, 1993. С. 68). Еврей Ананий из Боспора упомянут в граффити из раскопанной в Херсонесе синагоги V в. (Золотарев и др., 2013. С. 29, 30, 270; Айбабин, 2016. С. 14).
21 В Тиритаке в одной из городских усадеб в хозяйственной яме с заполнением середины IV–первой половины V в. найдено два фрагмента стенок светло- и оранжевоглиняной амфор с изображениями семирожковых менор, нанесенных красной краской (Зинько, 2011; 2013. С. 252).
22 В Тамани во вторичном использовании найдено девять надгробий с иудейской символикой, в том числе одно – с надписью (Даньшин, 1993. C. 67, 68; Чхаидзе, 2006. C. 61; 2008. C. 102, 229. Рис. 132; Кошеленко, 2010. C. 403).
23 С территории Горгиппии происходит несколько манумиссий 41 г. – первой половины II в. (КБН 1123–1128; Яйленко, 2003. C. 355; Кошеленко, 2010. C. 403).
24 Необходимо отметить, что еврейское население присутствовало не только в городах. Два фрагмента амфор с дипинти в виде меноры известно по раскопкам на сельскохозяйственной хоре Боспора, на Азовском побережье Керченского полуострова. Первый найден на поселении Зеленый мыс в слое середины–третьей четверти VI в. и представляет собой крупный фрагмент горла амфоры типа LRA1, на котором сохранилась часть дипинто в форме девятисвечника (ханукальной меноры) (Могаричев, 2003. C. 294. Pис. 3, 1; Сазанов, Мокроусов, 1999). Вторая находка, также фрагмент стенки амфоры типа LRA1, на котором сохранилась часть дипинто в форме семисвечника, сделана на поселении «Золотое Восточное в бухте» в слое конца третьей четверти VI в. (Сазанов, Мокроусов, 1996. C. 89, 100; Могаричев, 2003. C. 294. Pис. 3, 2). Целая амфора позднеантичного времени с дипинто красной краской в форме меноры происходит из недавних раскопок в Ильичевке9. Известна находка в 10 км к югу от Тамани плиты с древнееврейской надписью (Люценко, 1876. С. 575; Даньшин, 1993. C. 68; Чхаидзе, 2006. C. 61). Плита с вырезанным изображением меноры обнаружена во вторичном использовании в обкладке восточного борта каменного ящика погребения 9 на поселении Виноградный 7 (Свиридов и др., 2019. C. 265. Pис. 22, 8). В каменном ящике, выявленном в кургане близ пос. Веселовка, в обкладке этого ящика открыт блок с изображениями тамги, солярного знака, семирожковой меноры, лулаба и шофара (Чхаидзе, 2006. C. 60). Манумиссия 105 г. н.э. найдена на поселении у ст. Запорожская (Яйленко, 2003. C. 355). Более 20 целых или фрагментированных надгробий обнаружено возле ст. Вышестеблиевская в 15 км от Фанагории (Кашаев, Кашовская, 1999; 2001. C. 164; 2006. C. 59; 2008. C. 350; Кошеленко, 2010. C. 403), где выявлено сооружение, при строительстве которого были использованы снятые с кладбища надгробия с иудейской символикой. Авторы раскопок датируют постройку IV–VI вв. и интерпретируют как культовую, оставленную местным иудаизированным населением (Кашаев, Кашовская, 2008. C. 349). Перечисленные находки делают поселение Вышестеблиевская 11 наряду с Фанагорией и Гермонассой местом длительного компактного проживания иудеев с античных времен (Кашаев, Кашовская, 2008. C. 350).
9. Автор признателен автору раскопок А.В. Бонину за предоставленную информацию.
25 В заключение следует отметить, что количество известных к настоящему моменту амфор и других сосудов с разного рода изображениями менор (клеймами, граффити10, dipinti) незначительно (Meyers C., Meyers E., 2016. P. 384, 388). Находки амфор с клеймом в форме меноры известны по раскопкам в Калабрии, Риме (Arthur, 1989. P. 135, 138; Colafemmina, 2012. Р. 3; Cesteros et al., 2016. P. 221. Fig. 12), в порту Равенны, Классе (Cirelli, 2014. P. 543. Fig. 8), Испании (Cesteros et al., 2016). Известно, что амфоры со штампами с изображением меноры производили на юге Италии и/или на северо-востоке Сицилии (Cesteros et al., 2016. P. 221). Что же касается тарных сосудов с дипинти в форме семисвечника, то, помимо нескольких перечисленных выше фрагментов из Северного Причерноморья, их находки известны только по раскопкам в Хорват‘Узе, Хирбет Айядии (около Тель Кейсана), Джаламе, Сумаке, Сепфорисе и Капернауме, где они происходят из слоев IV в. (Hachlili, 2001. Р. 110, 339–340, цит. по: Meyers C., Meyers E., 2016. Р. 389; Meyers, 2018. Р. 630–643).
10. Исследователи отмечают, что граффити в форме менор встречаются довольно редко как в Палестине, так и в диаспоре (Meyers C., Meyers E., 2016. Р. 389).
26 Особую важность публикуемым находкам придает также тот факт, что они восполняют хронологический пробел в небольшом списке археологических и письменных свидетельств об иудейской общине Фанагории и являются пока единственной находкой, удостоверяющей наличие в городе ранневизантийского времени приверженцев иудаизма. Их обнаружение на довольно близком расстоянии друг от друга в узко датируемом закрытом комплексе, возможно, указывает на наличие здесь еврейского квартала.

Библиография

1. Абрамзон М.Г., Остапенко С.Н. Солид Юстиниана I из слоя пожара 6 века в Фанагории // Hypanis. Труды отдела классической археологии ИА РАН. 1 / Отв. ред. В.Д. Кузнецов, А.А. Завойкин. М.: ИА РАН, 2019. С. 28–32.

2. Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь: Дар, 1999. 351 с.

3. Айбабин А.И. Крым в середине III – начале VI в. (период миграций) // Крым, Северо-восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. IV–XIII вв. / Отв. ред. Т.И. Макарова, С.А. Плетнева. М.: Наука, 2003 (Археология). С. 10–26.

4. Айбабин А.И. Еврейская община в позднеантичном Пантикапее и раннесредневековом Боспоре // XVII Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Исследователи и исследования. Керчь, 2016. С. 12–16.

5. Айбабин А.И. Усадьба рыбака в ранневизантийском Боспоре // Проблемы истории и археологии средневекового Крыма: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию А.И. Айбабина / Ред.-сост. Э.А. Хайрединова. Симферополь: Антиква, 2019. С. 7–16.

6. Айбабин А.И., Сидоренко В.А. Новая иудейская манумиссия из Пантикапея // Боспорские исследования. XVII. Симферополь; Керчь, 2007. С. 121–127.

7. Антонова И.А., Даниленко В.Н., Ивашута Л.П., Кадеев В.И., Романчук А.И. Средневековые амфоры Херсонеса // Античная древность и средние века. 7. Свердловск, 1971. С. 81–101.

8. Атавин А.Г. Краснолаковая керамика IV–VI вв. из Фанагории // Боспорский сборник. 2. М.: Архэ, 1993. С. 149–171.

9. Белова Н.С. Эпиграфические материалы Фанагорийской экспедиции // Вестник древней истории. 1977. 3 (141). С. 105–117.

10. Блаватская Т.В. Горгиппийская манумиссия 67 г. н.э. // Советская археология. 1958. XXVIII. С. 91–96.

11. Блаватский В.Д. Раскопки некрополя Фанагории в 1938, 1939 и 1940 гг. // Материалы по археологии Северного Причерноморья в античную эпоху. Т. 1 / Под ред. В.Д. Блаватского, Б.Н. Гракова. М.: Изд-во АН СССР, 1951 (Материалы и исследования по археологии СССР; № 19). С. 189–226.

12. Гавритухин И.О. Фибула из раскопок А.Г. Атавина в Фанагории в 1989 г. // Древности Юга России / Отв. ред. Г.Е. Афанасьев. М.: ИА РАН, 2008. С. 362–367.

13. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 662 с.

14. Голофаст Л.А. Раннесредневековая амфора с древнееврейской надписью на свинцовой пломбе из Фанагории // Российская археология. 2020. № 3. С. 159–172.

15. Голофаст Л.А., Ольховский С.В. Комплекс керамики из подводного фундамента в акватории Фанагории // Фанагория. Результаты археологических исследований. Т. 4. Материалы по археологии и истории Фанагории. Вып. 2 / Ред. В Д. Кузнецов, А.А. Завойкин. М.: ИА РАН, 2016. С. 46–82.

16. Даньшин Д.И. Три новые надписи из Фанагории // Краткие сообщения Института археологии. 1991. Вып. 204. С. 98–102.

17. Даньшин Д.И. Фанагорийская община иудеев // Вестник древней истории. 1993. № 1 (204). С. 59–72.

18. Завойкина Н.В. Фрагмент манумиссии из Фанагории // Древности Боспора. Т. 12, ч. 1. М., 2008. С. 226–229.

19. Зинько А.В. Амфоры с менорами из раскопок ранневизантийской Тиритаки // XII Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Взаимовлияние культур. Керчь, 2011. С. 131–133.

20. Зинько А.В. Этноконфессиональный состав населения боспорского города Тиритаки в V–VI вв. // Боспорский феномен: население, языки, контакты: материалы междунар. науч. конф. СПб.: Нестор-История, 2013. С. 250–254.

21. Зинько А.В., Пономарев Л.Ю. К топографии ранневизантийского города Боспора и его плитово-грунтовых некрополей // Боспорские исследования. XXXII. Симферополь, 2016. С. 107–148.

22. Золотарев М.И., Коробков Д.Ю., Ушаков C.В., Макленнан Р., Оверман А., Оливье Дж., Эдвардс Д., Линстром Г., Оленина Е.Ф. Древняя синагога в Херсонесе Таврическом: материалы и исследования Причерноморского Проекта 1994–1998 гг. М.; Севастополь: Русский фонд содействия образованию и науке, 2013. 508 с.

23. Кашаев С.В., Кашовская Н.В. Две надгробные плиты из станицы Вышестеблиевской близ Тамани // Боспорский феномен. Греческая культура на периферии античного мира: материалы междунар. науч. конф. СПб., 1999. С. 332–337.

24. Кашаев С.В., Кашовская Н.В. Новые боспорские надгробия // Боспорский феномен. Колонизация региона, формирование полисов, образование государства: материалы междунар. науч. конф. Ч. 1. СПб., 2001. С. 164–174.

25. Кашаев С.В., Кашовская Н.В. Камни и надписи Боспора // Восточная коллекция. 2006. 2 (25). С. 55–60.

26. Кашаев С.В., Кашовская Н.В. Культовый комплекс (СК-6) и эпиграфические материалы с поселения Вышестеблиевская-11 // Древности Боспора. Т. 12, ч. 1. М., 2008. С. 340–362.

27. Кашовская Н., Кашаев С. Иудаизм на Боспоре – археологический контекст // Материалы XI ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч. 1. М.: Пробел-2000, 2004. С. 13–23.

28. Кобылина М.М. Раскопки «Восточного» некрополя Фанагории в 1948 г. // Материалы по археологии Северного Причерноморья в античную эпоху. Т. 1 / Под ред. В.Д. Блаватского, Б.Н. Гракова. М.: Изд-во АН СССР, 1951а (Материалы и исследования по археологии СССР; № 19). С. 241–249.

29. Кобылина М.М. Раскопки «Южного» некрополя Фанагории в 1947 г. // Материалы по археологии Северного Причерноморья в античную эпоху. Т. 1 / Под ред. В.Д. Блаватского, Б.Н. Гракова. М.: Изд-во АН СССР, 1951б (Материалы и исследования по археологии СССР; № 19). С. 236–240.

30. Корпус боспорских надписей / Ред. В.В. Струве. М.; Л.: Наука, 1965. 951 с.

31. Кошеленко Г.А. Религия и культы // Античное наследие Кубани. Т. II / Ред. Г.М. Бонгард-Левин, В.Д. Кузнецов. М.: Наука, 2010. С. 354–416.

32. Кузнецов В.Д., Голофаст Л.А. Дома хазарского времени в Фанагории // Проблемы истории, филологии и культуры. 2010. № 1. С. 393–429.

33. Левинская И.А. Чтущие Бога высочайшего в надписях из Танаиса // Этюды по античной истории и культуре Северного Причерноморья / Отв. ред. А.К. Гаврилов. СПб.: Глагол, 1992. С. 129–145.

34. Левинская И.А. Деяния апостолов. СПб.: Логос, 2000. 351 с.

35. Левинская И.А. Тохтасьев С.Р. Древнееврейские имена на Боспоре // Этногенез народов Юго-Восточной Европы. Этнолингвистические и культурно-исторические взаимодействия Балкан и Циркумпонтийской зоны: тез. докл. междунар. симп. «Античная балканистика 6». М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1988. С. 28–29.

36. Левинская И.А., Тохтасьев С.Р. Древнееврейские имена на Боспоре // Acta Associationis Internationalis. Terra Antiqua Balcanica. VI. София, 1991. С. 118–128.

37. Люценко А.Е. Древние еврейские надгробные памятники, открытые в насыпях фанагорийского городища // Труды III Международного съезда ориенталистов. Т. I. СПб., 1876. С. 577–580.

38. Могаричев Ю.М. К вопросу о раннесредневековых иудейских общинах в Крыму // Херсонесский сборник. XII. Севастополь, 2003. С. 287–300.

39. Могаричев Ю.М. Новые материалы по истории еврейской диаспоры позднеантичного-раннесредневекового Боспора // Хазарский альманах. 8. Харьков, 2009. С. 265–276.

40. Отчет Археологической Комиссии за 1866 год. СПб., 1868. XXVI, 190 с.: ил.

41. Отчет Археологической Комиссии за 1872 год. СПб., 1975. XXVIII, 339 с., 18 л. ил.

42. Сазанов А.В. О хронологии Боспора ранневизантийского времени // Советская археология. 1989. № 4. С. 41–60.

43. Сазанов А.В., Мокроусов С.В. Поселение Золотое Восточное в бухте: опыт исследования стратиграфии ранневизантийского времени // Проблемы истории, филологии и культуры. 1996. Вып. III, ч. 1. С. 88–107.

44. Сазанов А.В., Мокроусов С.В. Некоторые предварительные данные хронологии поселения Зеленый Мыс // Проблемы истории, филологии и культуры. 1999. Вып. VII. С. 168–172.

45. Свиридов А.Н., Язиков С.В., Суханов Е.В. Новые средневековые погребения с Таманского полуострова // Боспорские исследования. XXXVIII. Симферополь, 2019. С. 256–298.

46. Соломоник Э.И. Древнейшие еврейские поселения и общины в Крыму // Евреи Крыма: Очерки истории. Симферополь: Мосты, 1997. С. 9–22.

47. Строков А.А. Ременные гарнитуры гуннской эпохи Азиатского Боспора // Боспорские исследования. Вып. XXI. Симферополь, 2009. С. 303–319.

48. Хвольсон Д.А. Сборникъ еврейскихъ надписей, содержащiй надгробныя надписи изъ Крыма и надгробныя и другiя надписи изъ иныхъ местъ, в древнемъ еврейскомъ квадратномъ шрифтъ, также и образцы шрифтовъ изъ рукописей отъ IX–XV столътiя. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1884. 528 с.

49. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий. М.: Наука, 1980. 216 с.

50. Чхаидзе В.Н. Средневековые погребения в каменных ящиках на Таманском полуострове // Материалы и исследования по археологии Поволжья. Вып. 3. М.; Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2006. С. 53–86.

51. Чхаидзе В.Н. Таматарха. Раннесредневековый город на Таманском полуострове. М.: Таус, 2008. 328 с.

52. Чхаидзе В.Н. Фанагория в VI–X веках. М.: Триумф принт, 2012. 590 с.

53. Шелов Д.Б. Личные имена на амфорах из Танаиса // Нумизматика и эпиграфика. XII. М., 1978. C. 47–55.

54. Яйленко В.П. Фанагорийские манумиссии и списки имен из находок 1970-х гг. // Древности Боспора. 6. М., 2003. С. 351–375.

55. Arthur P. Some observations on the economy of Bruttium under the later Roman Empire // Journal of Roman Archaeology. 1989. Vol. 2. P. 133–142.

56. Cesteros H.G., Almeida R.R. de, Costello J.C. Special Fish Products for the Jewish Community? A Painted Inscription on a Beltran 72 Amphora from Augusta Emerita (Mérida, Spain) // Herom. Journal on Hellenistic and Roman Material Culture. 2016. Vol. 5, iss. 2. P. 196–236.

57. Cirelli E. Typology and diffusion of Amphorae in Ravenna and Classe between the 5th and the 8th centuries AD // LRCW 4. Late Roman Coarse Wares, Cooking Wares and Amphorae in the Mediterranean: Archaeology and Archaeometry. The Mediterranean: a Market without Frontiers: Proceedings of the Conference, Thessaloniki, 7–10 april 2011. Vol. I / Eds. N. Poulou-Papadimitriou, E. Nodarou, V. Kilikoglou. Oxford: Archaeopress, 2014 (British Archaeological Reports. International Series; 2616 (I)). P. 541–552.

58. Colafemmina C. The Jews in Calabria. Leiden; Boston: Brill, 2012 (Studia Post Biblica; book 49). 699 p.

59. Fedoseev F., Domżalski K., Opaiţ A., Kulikov A.V. Post-Justinian Pottery Deposit from Pantikapaion–Bosporos: Rescue Excavations at 12, Teatral’naja St. in Kerch, 2006 // Archeologia. 2010. LXI. Р. 63–94.

60. Fine S. The Open Torah Ark. The Jewish Iconographic Type in Late Antique Rome and Sardis // Viewing Ancient Jewish Art and Archaeology: VeHinnei Rachel – Essays in Honor of Rachel Hachlili / Eds. A.E. Killebrew, G. Fasbeck. Leiden; Boston: Brill, 2016. P. 121–143.

61. Hachlili R. The Menorah – The Ancient Seven-Armed Candelabrum: Origin, Form, and Significance. Leiden, 2001 (Journal for the Study of Judaism; 68). 664 p.

62. Hachlili R. Jewish Funerary Customs, Practices and Rites in the Second Temple Period. Leiden, 2005 (Journal for the Study of Judaism; 94). 588 р.

63. Hachlili R. The Menorah: Evolving into the Most Important Jewish Symbol. Leiden, Boston: Brill, 2018. 294 p.

64. Levine I.L. Jewish Archaeology in Late Antiquity Art, Architecture, and Inscriptions // The Cambridge History of Judaism. Vol. 4 / Ed. S.T. Katz. Cambridge, 2008. Р. 519–555.

65. Levinskaya I.A., Tokhtas’eyev S.R. Jews and Jewish Names in the Bosporan Kingdom // Studies on the Jewish Diaspora in the Hellenistic and Roman Periods. Tel-Aviv: Tel-Aviv University, 1996 (Te’uda; XII). P. 55–73.

66. Meyers E.M. Jewish Art and Architecture in the Land of Israel, 70–C. 235 // The Cambridge History of Judaism. Vol. 4 / Ed. S.T. Katz. Cambridge, 2008. Р. 173–190.

67. Meyers C.L. Menorahs Incised or Painted on Ceramic Vessels // The Architecture, Stratigraphy, and Artifacts of the Western Summit of Sepphoris / Eds. E.M. Meyers, C.L. Meyers, B.D. Gordon. Eisenbrauns: University Park, 2018 (Duke Sepphoris Excavation Reports; III). P. 630–643.

68. Meyers C.L., Meyers E.M. Images and Identity. Menorah Representation at Sepphoris // Viewing Ancient Jewish Art and Archaeology. VeHinnei Rachel – Essays in Honor of Rachel Hachlili / Eds. A.E. Killebrew, G. Fasbeck. Leiden; Boston: Brill, 2016. P. 384–400.

69. Opait A. Local and Imported Ceramics in the Roman Provinces of Scythia (4th–6th centuries AD). Oxford: Archaeopress, 2004 (British Archaeological Reports. International Series; 1274). 180 р.

70. Rostovtzeff M.I. Iranians and Greeks in South Russia. Oxford: Clarendon Press, 1922. 358 р.

71. Rutgers L.V. Archaeological Evidence for the Interaction of Jews and Non-Jews in Late Antiquity // American Journal of Archaeology. 1992. Vol. 96, no. 1. P. 101–118.

72. Swan V. Dichin (Bulgaria): the Destruction Deposits and the Dating of Black Sea Amphorae in the 5th and 6th centuries A.D. // PATABS I. Production and Trade of Amphorae in the Black Sea / Eds. D. Kassab Tezgör, N. Inaishvili. Paris: Institut français d'études anatoliennes Georges Dumezil, 2009 (Varia Anatolica; XXI). P. 107–119.

73. Weiss Z. Burial Practices in Beth She’arim and the Question of Dating the Patriarchal Necropolis // Follow the Wise: Studies in Jewish History and Culture in Honor of Lee I. Levine / Eds. Z. Weiss, O. Irshai, J. Magness, S. Schwartz. Winona Lake, 2010. P. 207–231.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести