К ИЗУЧЕНИЮ ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА САЛТОВО-МАЯЦКОЙ КУЛЬТУРЫ: НЕТАЙЛОВСКИЙ МОГИЛЬНИК VIII-IXВВ.
К ИЗУЧЕНИЮ ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА САЛТОВО-МАЯЦКОЙ КУЛЬТУРЫ: НЕТАЙЛОВСКИЙ МОГИЛЬНИК VIII-IXВВ.
Аннотация
Код статьи
S0869-60630000338-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
38-56
Аннотация
В работе предлагается объяснение присутствия в Нетайловском могильнике салтово-маяцкой культуры погребений с разрушенными человеческими костяками. Как показали исследования 2006-2014 гг., в целом ряде захоронений были зафиксированы позднейшие вкопы в могильные ямы. После проникновения в могилу и совершения там определенных действий, яма засыпалась. При ее повторной засыпке в верхних слоях заполнения оказывались отдельные предметы, кости человека (чаще череп без нижней челюсти), целые или преднамеренно разбитые сосуды, извлеченные со дна могильной ямы. Мы связываем эти позднейшие вкопы в могильных ямах с совершенными в древности ритуальными действиями. Данную гипотезу наиболее ярко подтверждает ситуация в погр. № 529. В верхних слоях заполнения вкопа в могильную яму были обнаружены два сосуда. Один из них - кухонный горшок - был перевернут вверх дном, второй - кубышка - имел преднамеренно пробитое в древности дно. Эти находки свидетельствуют, что проникновение в захоронение осуществлялось с ритуальными целями. Переворачивание предметов, как свидетельствуют данные этнографии, означает переход умершего человека в потусторонний мир. В нашем случае, в сочетании с преднамеренным вскрытием могильной ямы, это означает не только завершение перехода покойника на тот свет, но и окончательное “запечатывание” могилы, закрытие перехода между миром живых с миром мертвых. Это позволяет предположить существование у нетайловцев обряда, сходного с южнославянским ритуалом “двоструко сохраниване”, “разкопальки”, который проводился спустя 3, 5, 7 лет после похорон. Погребения со следами повторного вкопа в могильные ямы в этом случае свидетельствуют о существовании у нетайловцев так называемой заключительной церемонии, проведение которой означало окончание траура по умершему человеку и делало для живых смерть родича полной и окончательной.
Ключевые слова
салтово-маяцкая культура, болгары, переворачивание предметов, преднамеренное проникновение в погребение, “заключительная церемония”
Классификатор
Дата публикации
01.10.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
585
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Аксенов В.С. Погребальный обряд Нетайловского могильника (VIII–IX вв.) // РА. 2006. № 2. С. 51–63.

Аксенов В.С. Отчет об археологических исследованиях Харьковского исторического музея в 2007 г. // Архив Харьковского исторического музея. Харьков, 2008.

Аксенов В.С. Исследования раннесредневековых захоронений близ села Металловка в 2006 году (Нетайловский грунтовой могильник) // Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 7: Хазарское время / Ред. А.В. Евглевский. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2009. С. 231–258.

Аксенов В.С. Охранные работы на могильнике салтовской культуры у с. Металловка на Харьковщине // Археологічні дослідження в Україні 2009 року / Ред. Д.Н. Козак. Київ: ІА НАНУ, 2010. С. 17–20.

Аксенов В.С. Погребение с конским начельником № 482 Нетайловского грунтового могильника салтовской культуры // Хазарский альманах. Т. 9 / Ред. М.М. Олійник. Киев; Харьков: Сучасний друк, 2010–2011. С. 22–44.

Аксенов В.С. Повторное проникновение в захоронения Нетайловского грунтового могильника салтовской культуры – миф или реальность // Дриновский сборник. Т. V / Ред. С.Ю. Страшнюк. Харьков; София: Академично издателство “Проф. Марин Дринов”, 2012. С. 49–64.

Аксенов В.С. Отчет об археологических исследованиях раннесредневековых памятников экспедицией Харьковского исторического музея в 2012 году // Архив Харьковского исторического музея. Харьков, 2013.

Аксенов В.С., Крыганов А.В., Михеев В.К. Обряд погребения с конем у населения салтовской культуры (по материалам Красногорского могильника) // Материалы I тысячелетия н.э. по археологии и истории Украины и Венгрии / Ред. О.М. Приходнюк. К.: Наукова думка, 1996. С. 116–129.

Аксенов В.С., Михеев В.К. Исследования Нетайловского могильника в 2002–2004 гг. экспедицией Международного Соломонова университета // Культурна спадщина Слобожанщини. Історія, археологія, краєзнавство. Число 5 / Ред. Ю.О. Шевченко. Харків: Курсор, 2005. С. 134–156.

Аксенов В.С., Михеев В.К. Население Хазарского каганата в памятниках истории и культуры. Сухогомольшанский могильник VIII–X вв. Киев; Харьков: Сучасний друк, 2006 (Хазарский альманах; Т. 5). 308 с.

Аксенов В.С., Михеев В.К. Погребения со сложносоставными луками биритуального могильника Красная Горка салтовской культуры // Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 7. Хазарское время / Ред. А.В. Евглевский. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2009. С. 387–406.

Аксенов В.С., Хоружая М.В. Новые раннесредневековые захоронения Нетайловского могильника (раскопки 2002–2004 гг.) // Хазарский альманах. Т. 4 / Ред. В.К. Михеев. Киев; Харьков: Сучасний друк, 2005. С. 199–215.

Аксьонов В.С. Нові відкриття на Нетайлівському могильнику салтово-маяцької культури // Археологічні дослідження в Україні 2013 / Ред. Д.Н. Козак. К.: Дивосвіт, 2014. С. 241–242.

Аксьонов В.С. Сидяче поховання з аланського катакомбного могильника біля с. Верхній Салтів // Археологічний літопис Лівобережної України. 2003. № 2. С. 95–102.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 240 с.

Березовец Д.Т. Отчет и альбом раскопок Нетайловского могильника в 1959–1961 гг. // Архив ИА НАН Украины. Ф. 3984б.

Березовець Д.Т. Раскопки в Верхнем Салтове в 1959–1960 гг. // КСИАУ. 1962. Вып. 12. С. 18–22.

Березовець Д.Т. Салтівська культура // Археологія Української РСР. Т. 3. К.: Наукова думка, 1975. С. 421–435.

Винников А.З., Афанасьев Г.Е. Культовые комплексы Маяцкого селища. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. 192 с.

Жиронкина О.Ю., Крыганов А.В., Цитковская Ю.И. О погребениях Нетайловского могильника со следами повторного проникновения (по раскопкам 1994 г.) // Древности: Харьковский историко-археологический ежегодник. 1995 / Ред. В.И. Кадеев. Харьков: ООО “НТМТ”, 1995. С. 178–179.

Жиронкина О.Ю., Цитковская Ю.И. Несколько интерпретационных стереотипов в свете стратиграфических и иных наблюдений на Нетайловском могильнике // Древности: Харьковский историко-археологический ежегодник. 2004 / Ред. В.И. Кадеев. Харьков: ООО “НТМТ”, 2004. С. 205–224.

Жиронкина О.Ю., Цитковская Ю.И. Новые данные о погребальном обряде Нетайловского могильника // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. / Ред. Д.А. Сташенков. Самара: СамВен, 1996. С. 353–368.

Зоценко В.М. Південне коло обігу дірхемів у Східній Європі (VIII–X ст.) // Археологія. 1991. № 4. С. 58–72.

Иченская О.В. Об одном из вариантов погребального обряда салтовцев по материалам Нетайловского могильника // Древности Среднего Поднепровья / Ред. И.И. Артеменко. К.: Наукова думка, 1981. С. 80–96.

Калоев Б.А. Похоронные обычаи и обряды осетин в XVIII – начале XX в. // Кавказский этнографический сборник. VIII / Ред. В.К. Гарданов. М.: Наука, 1984. С. 72–105.

Колода В.В., Крыганов А.В. Исследования 2004 г. на Нетайловском могильнике // Археологічні дослідження в Україні 2003–2004 рр. / Ред. Д.Н. Козак. Запоріжжя: Дике поле, 2005. С. 173–175.

Комар А.В. К вопросу о процедуре обряда “обезвреживания покойников” в Нетайловском могильнике // Восточнославянский мир Днепро-Донского междуречья и кочевники южно-русских степей в эпоху раннего средневековья: материалы науч. конф. / Ред. А.З. Винников. Воронеж: Истоки, 2008. С. 45–46.

Комар А.В. Предсалтовские и раннесалтовские горизонты Восточной Европы // Vita Antiqua. 1999. № 2. С. 111–136.

Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания. По сибирским археолого-этнографическим материалам. М.: Ладога-100, 2003. 352 с.

Красильников К.И. Население степного Подонцовья в хазарское время // Дивногорский сборник. Вып. 1: Археология / Ред.: А.З. Винников, М.И. Лылова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2009. С. 52–82.

Криганов А.В. Військова справа ранньосередньовічних аланів Подоння // Археологія. 1993. № 2. С. 52–62.

Крыганов А.В. Вооружение и войско населения салтово-маяцкой культуры (по материалам могильников с обрядом трупосожжения) // Проблемы археологии Поднепровья / Ред. И.Ф. Ковалева. Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1989. С. 98–114.

Крыганов А.В. Нетайловский могильник // Археологічні дослідження на Україні 1992 року / Ред. Д.Н. Козак. К.: Наукова думка, 1993. С. 93–94.

Крыганов А.В., Чернигова Н.В. Новое исследование Нетайловского могильника салтовской культуры // Вестник ХГУ. 1993. № 374. История. Вып. 27. С. 35–42.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Республика, 1994. 384 с.

Сарапулкин В.А. Ржевский грунтовой могильник салтово-маяцкой культуры (предварительное сообщение) // Археологические памятники Восточной Европы. Вып. 12 / Ред. А.Т. Синюк. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. С. 195–204.

Свистун Г.Е. Новый кремационный могильник на территории Чугуево-Бабчанского лесничества (предварительная информация) // Салтово-маяцька археологічна культура: проблеми та дослідження. Вип. 2 / Ред. Г.Є. Свистун. Харків: Видавець Савчук О.О., 2012. С. 79–84.

Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004. 320 с.

Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. 512 с.

Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX – начала XX в. Т. 2 / Ред. Т.В. Станюкович. М.: Институт этнографии, 1990. С. 67–135.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести